Сколько должен весить ранец школьника или какова тяжесть современного образования. Сколько весит рюкзак первоклассника? Какой вес должен быть у рюкзака первоклассника

Собрать первоклассника в школу сейчас не сложно. Главное, иметь чёткое представление, что обязательно потребуется вашему ребёнку, а без чего можно обойтись. Мы разобрались с вопросом, сколько должен в идеале весить рюкзак и сколько выходит на практике с учётом всех уроков.

Ранец

В поисках стандартов, предъявляемых к школьным ранцам, идём на сайт Роспотребнадзора, где указаны не только вес, но и рекомендуемые размеры : высота рюкзака должна быть от 300 до 360 миллиметров, высота передней стенки – от 220 до 260 миллиметров, ширина – от 60 до 100 миллиметров, длина плечевого ремня не менее 600–700 миллиметров, ширина плечевого ремня не менее 35–40 миллиметров. При этом допускается увеличение размеров, но не более, чем на 30 миллиметров.

При покупке ранца необходимо обратите внимание, на какой возраст рассчитано изделие. Информацию о возрасте пишут редко. А вот вес обычно указывают. Чаще всего, производители просто пишут, что он не превышает одного килограмма.

Мы взвесили несколько ранцев. Средний вес колеблется от 700 граммов до 1 килограмма, некоторые - чуть тяжелее - до 1,2 килограмма.

Роспотренбнадзор указывает, что оптимальный вес рюкзака для обучающихся начальных классов – 700 граммов. Но при этом ученические ранцы для детей младшего школьного возраста обязательно должны быть с жёсткой задней стенкой, чтобы нагрузка на спину ребёнка была равномерной. Лучше всего, если это будет специальная рельефная ортопедическая спинка, она помогает формировать правильную осанку и равномерно распределяет вес, снимая нагрузку с опорных точек.

Канцелярия

Перечень канцелярии, которая потребуется первокласснику для одного учебного дня: блокнот, карандаши (простые и цветные), ластик, линейка, шариковые ручки, тетради (клетка и линия), точилка, фломастеры.

На уроках технологии и ИЗО обязательно нужны акварель, альбом для рисования, доска для лепки или клеёнка, цветной картон, клей-карандаш, ножницы, пластилин, цветная бумага.

Учебники и рабочие тетради

Как оказалось, требования к школьным учебникам касаются не только содержания, оформления, но и веса книг. Учебник для первого класса должен быть не тяжелее 300 граммов.

В реальности вес варьируется в зависимости от программы и необходимого набора тетрадей.

Оптимальный вес рюкзака первоклашки

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся первого класса не должен превышать 1,5 килограмма. На деле такой расклад едва ли возможен. Мы собрали рюкзак на один плотный учебный день (русский язык, математика, чтение, технология). Общий вес учебников и канцелярии составил почти 2 килограмма.

Оптимальное соотношение веса ранца с учебниками, тетрадями и канцелярией к весу первоклашки составляет 1:10. Такой подход учитывает индивидуальные возможности ребёнка. К слову, среднестатистический первоклашка весит 22 килограмма.

Наш собранный портфель весит 2,8 килограмма. А помимо всего дети берут с собой бутылочку с водой, яблоко или банан, влажные салфетки, спортивную форму и кучу других мелочей. Многие берут в школу игрушки.

Получается, чтобы носить такой портфель без вреда для здоровья, нужны первоклашки с весом не менее 30 килограмм.

Во времена СССР это был всем известный портфель. Он есть и сейчас. Но альтернативой к нему стали делать еще ранцы и школьные рюкзаки. Впрочем, ранцы были известны и в царское время – посмотрите картины художников. Но потом их забыли. Причина? Скорее всего, в том, что на ранцы шла натуральная кожа. А она стоила дорого. И ее было мало в стране. Намного проще оказалось шить портфели из дешевого кожзаменителя.


Но потом (во второй половине двадцатого века) медики забили тревогу, обратив внимание на то, что ношение тяжелых портфелей портит осанку детей. В ходе довольно долгой дискуссии медики сошлись на компромиссе: портфель «отдать» старшеклассникам, а ученикам младших классов шить рюкзачки. Исходили из того, что небольшой вес за плечами детям даже полезен, поскольку заставляет не нагибаться вперед.


Школьных рюкзаков сейчас шьют очень много – на любой, как говорится, вкус. Но появилась проблема, о которой спорившие медики даже не догадывались. Современные учебники теперь толще прежних. Стало быть, тяжелее. По программе их теперь больше. Кроме того, обязательной для посещения школы стала вторая обувь. Для нее в рюкзаке есть специальный отдел. Существенно подорожавшие обеды в школьной столовой вынуждают родителей отказываться от внесения денег на них и снаряжать ребенку в полиэтиленовом мешочке обед из домашних продуктов.


В итоге получается, что вес рюкзака – около четырех килограммов! И это при том, что медики рекомендуют родителям обеспечить ребенку за плечами более низкий вес: девочкам – до двух килограммов, мальчикам – на полкилограмма больше. Интересно, а учитывается ли вес самого рюкзака?


Хотя школьные рюкзаки шьют по двум категориям (для девочек и для мальчиков), различаются они только цветовым оформлением, но не по весу! И если «лишние» 200-300 граммов веса для мальчика допустимы к рекомендуемым двум с половиной килограммам, то для девочки это заметная нагрузка на спину. Очевидно, рюкзаки для девочек должны быть более компактными, из более легких материалов. Но стандарт, увы, одинаковый.


Очень актуальным стал вопрос: как уменьшить вес рюкзака для первоклашки до рекомендуемого медиками? Тут несколько путей. Прежде всего, при покупке ориентируйтесь на вес и размеры рюкзака. Нет смысла приобретать рюкзак, сшитый из тяжелых материалов. Конечно, он вполне приемлем для более старших по возрасту ребят, но брать «на вырост» первокласснику – значит, не думать о его здоровье. Относительно тяжелой в рюкзаке должна быть только ортопедическая спинка из плотного материала. Например, из картона или тонкой пластмассы. Все остальное – легким по весу.


Покупать рюкзак надо обязательно с его примеркой на ребенке в самом магазине. Если у рюкзака не регулируются лямки, он заставляет ребенка придерживать их руками от сползания, такой рюкзак явно не годится. Примерку проводите с носимым весом (тут можно вместо учебников использовать любые другие книги и предметы).


Особое внимание обратите на вторую обувь, которую ребенку потребуется брать с собой в школу. Она должна свободно входить в ранец, быть легкой и удобной.


Как еще уменьшить вес рюкзака? Конечно, желательно вносить деньги на питание в школьной столовой. Там оно горячее и свежее. Но если такой возможности нет, в рюкзак нужно класть только легкие продукты.


И еще один немаловажный совет. С первых же дней учебы попросите ребенка договориться с напарником (напарницей), кто и какие учебники поочередно приносит на занятия из дома. Нюанс здесь в том, что зачастую на уроке нет никакой необходимости иметь на столе два одинаковых учебника – вполне достаточен один, открытый на нужной странице.

За здоровье детей отвечают педагоги

Интересно, что «школьный» багаж существенно зависит от самого рюкзака. Простой «потянет» на 400–500 г. С ортопедическими вставками - значительно тяжелее: 700–800 г и более. Вот и думайте, родители, какой портфель купить ребенку - тяжелый, но с ровной спиной, или мягкий, но легкий?

Ответственность за сохранение здоровья в учреждении образования несет руководитель, а также, в пределах своих должностных обязанностей, сотрудники школы, поясняет врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. К слову, за тяжелые рюкзаки школьников специалисты санстанции оштрафовали на 5–8 базовых четырех руководителей гродненских школ в прошлом учебном году.

Важно, что «перевес» считается только по школьным принадлежностям. В общем весе не учитывают телефон, средства личной гигиены и другие необязательные для обучения предметы. Проверка рюкзаков в гродненской гимназии № 7 в прошлом году показала: в рюкзаках много лишних предметов, которые не имеют отношения к учебе.

В младших классах дети берут в школу игрушки. Рюкзаки старшеклассниц тяжелеют от косметики и парфюмерии почти на килограмм. За тем, что ребенок кладет в рюкзак и в каком количестве, должны следить родители и педагоги. Но опрос знакомых родителей школьников показал: папы и мамы не знают, сколько должен весить рюкзак ребенка. По словам Галины Конопинь, эта информация всегда доступна в школе, санстанции или больнице.

Как уменьшить вес портфеля?

В управлении образования облисполкома считают, что все необходимые нормы Минобразования и Минздрава в школах соблюдают. Самые маленькие, первоклашки - «льготники»: они оставляют книги в школе. Если же в классах появляются рюкзаки-«тяжеловесы», то детям рекомендуют носить книги пополам с соседом по парте. Такое решение могут принять педагоги, родители и школьники. Компромисс поможет и здоровье детям сохранить, и учебный процесс не нарушить.

Тяжелый школьный рюкзак, который ребенок носит на одном плече, может спровоцировать искривление позвоночника и боли в спине, - предупреждает заведующая педиатрическим отделением № 1 детской поликлиники № 1 Алина Полякова.

По ее словам, в прошлом году среди гродненских школьников было 3,3 % с нарушением осанки. Причину детских сколиозов врач видит в неправильной позе на уроках и дома. Если в школе за осанкой следит учитель, то дома это обязаны делать родители. Стол для школьника должен быть с наклоном, ноги при сидении - согнуты на 90 градусов, ступни - ровно на полу, спина - струной, а от глаз до книги - минимум 45 сантиметров.

Справка «ВГ»

По санитарным нормам и правилам, масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями для первоклашек и второклашек не должна превышать 1,5 кг (2,1 с рюкзаком). Максимальный вес для 3–4 класса - 2 кг (2,6 с рюкзаком), для 5–6 - 2,5 кг (до 3,5 с рюкзаком), для 7–8 классов - 3 кг (4 с рюкзаком). Самый тяжелый груз у старшеклассников - до 3,5 кг (4,5 с рюкзаком). Пустой рюкзак должен весить не более 600–700 граммов для учеников начальных классов и до 1 кг - для средних и старших классов, проинформировала врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. Существуют и негласные нормы, по которым вес школьного рюкзака с содержимым не должен превышать 10 % веса ребенка.

В ответе по данному вопросу нам поможет СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, где отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов.

Но это сам ранец, а сколько он может весить вместе с содержимым. Для ответа на данный вопрос, часто обращались к документам по Охране труда подростков, где в приложение №2 в таблице нормы переноски тяжестей указано, что для подростков 14-15-лет возможно носить до 2 кг, для 16-17-лет - до 3 кг.

В тоже время, ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15 % от веса школьника . Т.е. если школьник весит 30 кг, то вес ранца с учебниками и сменной обувью не может превышать 4,5 килограмм. В 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать : для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.

В действительности дети носят тяжестей вдвое больше. Возьмем обычный шестой класс, где комплект учебников состоит из 12 книг. Получается, что в среднем портфель пятиклассника весит шесть-семь килограмм, что составляет более 20% от веса среднестатистического школьника.

Из всего того, чем набит портфель школьника, хуже всего обстоят дела с увесистыми учебниками. Средний вес учебника 600 грамм, но такие учебники как «Литература» не дотягивают до килограмм всего 200 грамм. Теперь понятно, почему уже за первые три года школьной жизни осанка нарушается у половины детей.

Согласно Санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7. Гигиена детей и подростков "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" в ес учебника не должен быть более :

  • 300 г для 1 - 4 классов;
  • 400 г для 5 - 6 классов;
  • 500 г для 7 - 9 классов;
  • 600 г для 10 - 11 классов.

Но допускается увеличение веса учебника до 10%.

Как облегчить жизнь вашему ребенку. Ведь содержимое школьного ранца влияет не только на осанку и позвоночник, но и на зрение. По статистике за 5 лет учебы зрение падает у трети всех школьников.

Родители не раз поднимали вопрос о том, сколько должен весить школьный портфель, и пытались заставить администрацию школ следовать нормам, но образовательные стандарты тоже никто не отменял, и они в этом споре становятся в приоритет. Многие школы, конечно, идут навстречу: составляют расписание, чтобы «тяжелые» предметы разнести по дням недели, находят место в школе для хранения вещей школьника, и т.п. Но много зависит и от самих родителей.

Во-первых, стоит провести инвентаризацию содержимого рюкзака своего ребенка, чтобы в нем не было лишних вещей или учебников, которые не требуются на уроках.

Во-вторых, можно или скорее нужно применять ортопедические ранцы. Как вариант, можно обратить внимание на школьные ортопедические рюкзаки Рандосеру http://randose.ru/shkolnye-ortopedicheskie-ryukzaki . Кроме ортопедических рюкзаков можно приобрести портфель на колесиках, но как показывает практика его сложно эксплуатировать в зимний период.

Какие перспективы у решения данной проблемы?

На помощь придут цифровые копии учебников. Мы уже писали, что в .

Результатом стала высокая оценка у 95% педагогов, которые заявили о необходимости использования таких изданий и полностью поддержали проект. Только 5% учителей не нашли преимуществ и не оценили идею перехода с бумажных на электронные издания.

Масса экспериментального электронного учебника не превышает 200-500 грамм. Но самое главное, что это одно устройство с материалами по всем предметам. Разумеется, подавляющее большинство отдаст предпочтение именно такому новшеству, которое предлагает сплошные плюсы. А стоимость одной электронной книги пока находится в диапазоне 1,5-2 тысячи рублей, но для многих родителей здоровье ребенка будет главнее.

Сколько должен весить ранец? Нормы СанПиН.

Разговоры о необходимости уменьшения веса школьного портфеля идут уже давно. Тяжелые ранцы и особенно портфели оказывают влияние на формирование неправильной осанки. Регулярная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

По статистике в первый класс совершенно здоровыми идут всего 20% учеников, а из одиннадцатого выходят меньше 10%. Причем самый сильный удар приходится именно на опорно-двигательный аппарат.

Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье?

На сегодняшний день каждый четвертый первоклассник носит ранец более тяжелый, чем положено по нормам.

Согласно пункта 2.8.1 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.4.7//1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека» вес школьных портфелей (ранцев) для учащихся начальных классов не должен превышать 600 – 700 граммов

. В октябре вступили в силу новые санитарные нормы в отношении детской одежды, а также товаров детского ассортимента. В частности, они регулируют вес школьных портфелей. В Роспотребнадзоре считают, что школьные сумки должны стать в разы легче.

( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2010 г. N 72 "Об утверждении СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10")

Вес портфелей, школьных ранцев для учащихся начальных классов не должен превышать 600-700г., средних и старших классов-1кг.

Ранец первоклассника при полной загрузке , т. е. со всеми учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, должен весить не более 3 кг, а школьный портфель 12-летнего ученика – не более 5 кг, начиная с 10 –го класса-до 6 кг. Вообще вес школьного портфеля можно вычислить так: он должен составлять не более 10% от веса ребенка.

По идее все положенные на один учебный день тетрадки, учебники и тому подобное должны уложиться в необходимый вес. Но часто ребенку в ранец или портфель кладут второй завтрак; некоторые малыши еще не отвыкли от своих игрушек и берут с собой в школу какую-нибудь из них, да еще сменную обувь приходится нести, спортивную форму и т.д. Что можно посоветовать в этом случае?

В первую очередь родителям, покупая некоторые атрибуты школьных принадлежностей маленького школьника, обращать внимание на их вес, чтобы в общей своей сумме это весило немного. Например, можно купить массивный пенал из тяжелого материала с различными красивыми, но ненужными деталями, а можно простой и легкий, пластмассовый.

Учебники весят слишком много, из-за чего портфели первоклассников становятся неподъемными. С 1998 года вес учебников , а именно они – основная составляющая портфеля, строго регулируется ГОСТом «Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.702-98 "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

В пункте 2.4.7. «Гигиена детей и подростков» – книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5-6 классов – 400 граммов, для 7-9-х – 500 граммов. А в портфелях выпускников не должно быть книг тяжелее 600 граммов. Эти параметры заложены также в сертификатах качества, по которым типографии отпечатывают школьную литературу.

В гигиенических требованиях к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (проект 2009 г.) установлены требования к весу учебного издания для учащихся начальных классов – не более 300 г. Вес изданий для 1–4 классов, предназначенных для работы только дома или в классе, не должен превышать 500 г. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10% (режим доступа: http :// standart . edu . ru (официальный сайт ФГОС).

Вот некоторые пункты СанПиН "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

1.1 Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" предназначены для организаций и предприятий, занимающихся издательской или издательско-полиграфической деятельностью, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы организма учащихся.

1.2 Санитарные правила устанавливают требования к весу, шрифтовому оформлению и качеству печати учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов - далее изданий), а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления изданий.

1.3 Санитарные правила распространяются на издания с грифом Федерального органа управления образованием Российской Федерации или органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

1.5 Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на организации или предприятия, занимающиеся издательской или издательско-полиграфической деятельностью вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.

1.6 Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

1.8 Издания подлежат гигиенической экспертизе.

Реализация изданий, в том числе изготовленных за рубежом, возможна только по согласованию с учреждениями госсанэпидслужбы.

Методика проведения гигиенической экспертизы

1. Размер блока издания по высоте и ширине по п.5.1.2 определяют линейкой с точностью до 1 мм.

2. Вид бумаги по п.5.6.2, 5.6.3, 5.6.5 определяют по информации в выходных сведениях издания или по представленным сведениям о материалах.

3. Внешнее оформление по п.5.1.5 и способ скрепления по п.5.1.6 определяют визуально.

4. Вес издания по п.5.1.3 определяют на весах с точностью до 5 г.

5. Гигиенические требования к изданиям

5.1 Общие гигиенические требования

5.1.1 Не допускается выпускать издания, включающие материалы двух ступеней образования (возрастных групп).

Издание должно включать материалы, рассчитанные не более, чем на:

1 год обучения для 1 класса;

2 года обучения для 2-6 классов;

3 года обучения для 7-11 классов.

5.1.2 Издания допускаются в форматах, соответствующих таблице 1 ГОСТа 5773-90.

Оптимальными форматами являются:

Для изданий 1-3 (4) классов - 70х90/16;

Для изданий 5-11 классов - 60х90/16, 84х108/32, 60х84/16.

Для рабочих тетрадей, атласов, пособий по черчению, изобразительному искусству, трудовому обучению и т.п. допускается формат 70х108/16.

5.1.3 Вес издания не должен быть более:

300 г для 1-3 (4) классов;

400 г для 5-6 классов;

500 г для 7-9 классов;

600 г для 10-11 классов.

Вес изданий для 1-3 (4) классов, предназначенных для работы только в классе*(2), не должен превышать 500 г.

Допускается увеличение веса издания не более, чем на 10%.

5.1.4 Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.

5.1.5 Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.

Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.

Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями: (Буклет)

    использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

    найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один-в школе и один-дома);

    при составлении расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

    организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;

    организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

    не носить лишнего в ранцах

    проверять ранец ежедневно, не забывать вытаскивать ненужные учебники.

    Родители очень тщательно должны выбирать ранец. Его форма должна быть эргономичной и соответствовать физиологической форме позвоночника ребенка. Длина ремней должна регулироваться.

    Родители учеников начальных классов должны ежедневно проверять ранец – возможно в нем носят много ненужных вещей, которые добавляют вес ранцу.

    Родители могут купить второй комплект учебников, который будет храниться в классе. Дополнительный комплект учебников позволяет иметь один учебник дома для выполнения домашних заданий, а другой – в школе для классных занятий. Однако этот способ сопровождается большими денежными расходами, которые сегодня может позволить себе далеко не каждая семья.

Есть, конечно, и оптимальное решение проблемы «лишнего веса» портфеля: с введением Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения появились новые учебники – электронные, работа с которыми предусматривает наличие персонального компьютера не только дома, но и в школе.

Некоторые учебные издательства начали разбивать учебники на несколько частей.

А пока проект утверждается на государственном уровне, только родители могут позаботиться о здоровье детей, начиная от тщательно подобранного ранца до ежедневного просмотра их содержимого.