Художественная вышивка виды вышивки. Художественная цветная гладь: основные стежки


В этой статье мы расскажем, какие бывают виды вышивки. В центре нашего внимания - виды машинной вышивки, однако мы коснёмся и ручного труда. Расскажем про виды вышивки нитками, а также про вышивку лентами, бисером и пайетками. Сложные и простые виды вышивки, исторические и современные - постараемся коротко охватить всё!

Мы занимаемся машинной вышивкой нитками и пайетками с 2007 года. Нам доступны разные виды вышивок на одежде - гладью и крестом, нитками, пайетками, лентой и шнуром. Ниже мы расскажем, какие виды вышивок в каких случаях востребованы, чем они отличаются.

Среди наших клиентов - модельеры и бизнесмены, спортсмены и журналисты, байкеры и военные, а также многочисленные частные лица. Для каждого мы создаём ту самую вышивку, которая ему нужна. Обращайтесь , рады вышить для вас!

Современные виды вышивки нитками

Вышивка пайетками буквы "М"

Виды ручной вышивки

В самом общем виде ручную вышивку нитками обычно делят на свободную и счётную. Счётная нам всем привычна - это та самая, на канве, по клеточкам. Свободная, соответственно, не требует считать клеточки, при таком способе рисунок наносится свободно.

Эти виды ручной вышивки просто связать с двумя самыми популярными техниками вышивания. Конечно, счётная – это вышивка крестиком, а свободная – вышивка гладью . Хотя бывалые мастерицы могут и оспорить это утверждение, но всё же такое разделение вполне оправдано. Никто не спорит, бывает счётная гладь, но она не очень распространена.

Виды стежков и швы в глади

Плоская гладь. Двусторонний стежок равномерно заполняет рисунок.

Гладь вприкреп. Длинный стежок прикрепляется более коротким: используется при больших площадях.

Верхошов. Односторонняя гладь, стежки слегка расходятся «веером».

Узкий гладьевый валик. Мелкие стежки оформляют контур или край.

Стебельчатый шов. Мелкие стежки перекрывают друг друга, как в шнурке.

Петельный шов. Стежки образуют «петельки»: удобно вышивать округлые элементы.

Гладь с настилом. Сначала вышивается подложка – по ней рисунок.

Цепочка. Каждая новая петля закрепляет предыдущую: похоже на вязание на плоскости.

Виды стежков крестиком

Простой крестик. Выполняется в два стежка, один ложится поверх другого накрест. Для красоты рисунка нужно, чтобы верхние стежки смотрели в одну сторону.

Полукрест, или гобеленовский шов. Как видно из названия: выполняется только один стежок.

Двойной крест. Выполняется из четырёх стежков: два косых – и два прямых. Похоже на восьмиконечную звезду.

Двусторонний тамбовский крест. Обычный крест обводится квадратом из четырёх стежков, соединяющих концы крестика.

Гладь Вышивка крестиком “Ришелье” “Мережка” Машинная вышивка

Гладь

Издревле гладью мастерицы украшают одежду, постельное белье, полотенца, скатерти. Для работы требуется только игла, нити и основа, правильно подобранные по толщине.

Крест и полукрест

Этот вид вышивки не требует особых навыков. Но необходимы специальные иглы: с тупым концом и лучше с овальным, позолоченным ушком. Вышивать можно или шерстяными, по специальной канве или полотну, льну. Вышивкой крест украшают одежду, кошельки, постельное белье, вышивают картины.

Ришелье

Эту вышивку еще называют ажурная гладь. Техника ришелье требует терпения, аккуратности и усидчивости. Для работы понадобится ткань, не подвергающаяся деформации, и специальные иголки. В технике ришелье вышивают воротнички, блузки, постельное белье.

Мережка, столбик, раскол, настил и козлик

Вид ажурной вышивки при помощи которой обрабатывают края салфеток, скатертей, постельного белья. Для работы требуется плотная ткань с выдернутыми в одном направлении нитями. Оставшиеся нити компонуют в разнообразные узоры. Это так называемая “счетная вышивка”, при которой надо считать количество задействованных нитей.

Машинная вышивка

Используя специальные вышивальные машины можно создавать украшения для одежды и декора помещения. Техника вышивания запрограммирована изначально и нужно только выбрать понравившиеся виды.

Менее известные виды вышивки

Алмазная вышивка Изонить Сутажная вышивка “Рококо”
Барджелло
“Бути” (бутис)

Скорей, это напоминает мозаику. Для такой вышивки понадобятся пинцет, линейка, готовый набор “алмазов” и канва, которые можно купить практически в любом магазине шитья. Алмазная вышивка яркая, запоминающаяся. Изделия, выполненные в этой технике вышивания поражают своей красотой. “Алмазная” картина станет украшением любого интерьера.

Ниткография или изонить

Узор из ниток выполняется на картоне, бархатной бумаге. Выполненные в этой технике открытки, картины, шкатулки необычны и красивы.

Сутажная вышивка

Для изготовления украшений в сутажной технике потребуется плоский камень, войлок, бисер или бусинки, сам шнур, игла и нитки. Подвески и элементы декора, выполненные в этой технике, оригинальны и неповторимы.

Рококо

Основой вышивки является шов “рококо”: нить плотно навивается на тонкую иглу и аккуратно вытягивается, создавая витой стежок.

Барджелло

Это шитье пришло к нам из Италии. Секрет удивительно красивых покрывал, балдахинов, накидок в бесконечно повторяющемся рисунке, вышитом простым стежком и расположенном параллельно друг другу.

Бути (бутис)

Объемная вышивка, выполняемая белыми нитками по двум слоям белой же ткани. В дальнейшем свободное пространство между слоями заполняется толстыми нитями и образует выпуклый рисунок.

Хардангер

Оригинальная техника вышивания, при которой можно использовать только квадраты, ромбы либо прямоугольники, выражая через строгие формы свое видение окружающего мира.

“Хардангер” Монохромная вышивка Прорезная вышивка Черная вышивика Строчевая вышивка Бразильская вышивка

Монохромная вышивка

Используя нити только одного цвета, но различной толщины, либо разбавив базовый цвет несколькими оттенками, можно получить выразительную и яркую картину.

Прорезная вышивка

Разновидность вышивки гладью – контур небольшого рисунка наносится стежками, делается прорезь по центру и края обшиваются аккуратными одинаковыми стежками.

Черная вышивка

Такая вышивка выполняется черными тонкими нитями на белой или светлой ткани, при этом рисунок не заполняется полностью. Сочетание черных и белых частей образует удивительный эффект.

Строчевая вышивка

Такая ажурная техника вышивки основана на заполнении узором сетки. Шитье похоже на гипюр. Строчевая вышивка в виде ленты используется для украшения одежды, постельного белья, скатертей. На больших работах обычно шитье повторяется из квадрата в квадрат. Строчевая вышивка довольно разнообразна: крупная и мелкая, белая и цветная.

Бразильская вышивка

Это шитье является одним из видов объемной вышивки. Принципиальным отличием является то, что бразильская вышивка выполняется искусственным шелком. Преобладание мотивов цветов, плодов и животных делает работы, выполненные в технике бразильской вышивки яркими, красочный и живыми.

Вышивка с использованием специальных материалов

Вышивка бисером Вышивка пайетками
Вышивка стразами Вышивка стеклярусом Вышивка лентами

Бисер

Бисером расшивают национальные костюмы, кошельки, косметички, шапочки и просто нарядную одежду, вышивают картины.

Пайетки

При помощи пайеток украшают верхнюю одежду, сумки, национальные костюмы.

Стразы

Пришивные стразы получили широкое распространение при украшении одежды, костюмов для выступлений, кошельков, сумок.

Стеклярус

Так же, как и бисер, пайетки и стразы используется для украшения и вышивания картин, а так же создания бахромы.

Ленты

Для такой вышивки лучше использовать канву, ленты же могут быть самыми разными: шелковыми, атласными, капроновыми и даже гофрированными. Иглы нужны гобеленовые с широким ушком и тупым кончиком.

Шелком по шелку

Одна из красивейших и сложнейших вышивок пришла к нам из Древнего Китая. Мастера в то время использовали “иголки, тонкие, как волос”. Утонченная и элегантная двухсторонняя вышивка одинаково выглядит с обоих сторон.

Вышивка шелком Вышивка шерстью Вышивка крючком Вышивка металлизированными нитями Вышивка аппликцией

Шерсть

Используя специальную вышивальную шерсть и иглы, комбинируя разные швы можно легко и быстро вышивать красивые объемные картины, украшать верхнюю одежду.

Крючок

При помощи обычного крючка и ниток мулине можно украсить узорами или цветами косметичку, кошелек, игольницу, салфетки и скатерти.

Металлические нити

Металлические нити, изготавливаемые из полиэстерной основы и оплетки из тонкой проволоки или фольги, толстые, но гибкие. Поэтому их чаще всего нашивают поверх ткани, украшая верхнюю одежду, сумки, кошельки.

Вышивка аппликацией

Нашивая куски материи на основу, обшивая их различными стежками или шнурами, можно украшать верхнюю одежду, сумки.

Русские народные виды вышивки

Крестецкая вышивка Пермогорская роспись Петриковская роспись Городецкая золотная вышивка Олонецкое шитье

Крестецкая ажурная (Новгород)

Одна из самых сложных ажурных вышивок, основанная на сплетении крупной сетки и узора, выполняемого по специально подготовленным сновочным нитям.

Пермогорская роспись

Вышивка повторяет колоритные рисунки старинной пермогорской росписи, до сих пор восхищающей своей живописностью и жизнерадостностью.

Петриковская роспись

Сказочная петриковская роспись, дающая вторую жизнь обитателям живой природы, воплотилась в этой вышивке.

Городецкая золотая вышивка

Старинная и уникальная золотая вышивка городецких мастериц служила украшением одежды в состоятельных купеческих семействах. Такую одежду хранили и передавали по наследству, как настоящую драгоценность.

Олонецкое шитье

Возникшее на Русском Севере, шитье выполняется белыми нитками по белому же полотну. Готовое изделие представляет собой силуэт, расположенный на сетке.

Орловский спис

Древняя вышивка, выполняемая без узелков и, в основном, красными нитями. Согласно старинной легенде, мастерицы вышивали узоры, образовывавшиеся зимой на оконных стеклах. Отсюда такая текучесть рисунка, обилие кругов и спиралей.

Гжель, хохлома

Вышивки повторяют узоры старинных русских росписей и выполняются в цвете, характерном для каждой из них.

Нижегородский гипюр

Удивительно красивый орнамент получается при вышивке по сетке с квадратными ячейками. Использование только белых нитей и филигранная ажурность делают нижегородский гипюр узнаваемым во всем мире.

Кадомский вениз

Русские мастерицы из Кадоми, обученные веницианскими монахинями, создавали уникальную сказочную вышивку: нежнейшее кружево, украшавшее одежды знатных особ.

Орловский спис Вышивка гжель Нижегородский гипюр Кадомский вениз

Виды вышивки с использованием разных видов швов

Таким швом обшивают края ткани, располагая их перпендикулярно подгибу.

Стебельчатый

Шов образует ряд плотно прилегающих друг к другу косых стежков.

Непрерывный ряд петель, являющийся основой такого шва, используют для обшивания по контуру более сложных узоров.

Узелковый

Используется для образования сердцевины цветов или обшивания другой вышивки.

Бархатный

Таким плотным швом с разрезанными петлями вышивают коврики и накидки.

Спираль

Выполняемый толстыми нитками, шов состоит из восьми стежков, создающих кольцо спирали. Иногда в центе так же помещают узор.

Вышивка петельным швом Вышивка стебельчатым швом Вышивка тамбурным швом Вышивка узелками Вышивка бархатным швом Шов “Спираль”

Национальные виды вышивки

Вышивка “Крюил” Бухарская вышивка Швальмская вышивка Вышивка “Шиша”

Крюил (Англия)

Особенностью вышивки, возникшей более четырехсот лет назад, является использование пряжи, свитой из двух нитей разной толщины. Цена такой пряжи была очень высока и подобную вышивку могли позволить себе только знатные особы.

Бухарская вышивка золотом

Роскошную и утонченную бухарскую золотую вышивку невозможно спутать ни с чем другим. До сих пор на Востоке высоко ценятся расшитые тюбетейки,обувь, национальная одежда.

Швальмская (Германия)

Швальмская вышивка белыми нитями по белому узнаваема благодаря использованию простых мотивов цветов и животных и стилизованного “дерева жизни”.

Шиша (Индия)

Оригинальный и необычный вид вышивки, при котором используются обшитые осколки стекла, зеркала, слюды, пайетки. В старину бедные люди использовали даже блестящие крылья насекомых. Таким способом декорируют низ юбок, лацканы пиджаков, сумочки и косметички.

Трапунто (Италия)

Объемная, набивная вышивка, которой украшают сумочки, кошельки, верхнюю одежду. При этой технике стежки обрисовывают выпуклый силуэт.

Шнурковое кружево (Румыния)

При этой технике рисунок выкладывается шнурком, а свободное пространство заполняется при помощи ниток и иголки. Сами шнуры вывязываются крючком. Вставками из шнуркового кружева украшают платья, сумочки, пояса.

Виши или “цыплячьи лапки” (Швейцария)

Для такой вышивки используется ткань в клетку. Расшивая ее разнообразными стежками, можно сымитировать нежное и оригинальное кружевное полотно.

Хедебо (Дания)

Вышивка выполняется на льняной ткани льняными же нитками, при этом вырезанные части узора обрамляются разнообразными швами.

Вышивка “Трапунто” Румынское шнурковое кружево Вышивка “Виши”
Вышивка “Хедебо”

Японские виды вышивки

Вышивка “Когин” Вышивка “Сашико” “Темари” “Кинусайга”

Когин

Основным мотивом данной вышивки является ромб, выполняемый белыми нитками по синей ткани.

Сашико

Переплетение обычных швов “вперед иголка”, соединяющих несколько слоев ткани, изначально было призвано укреплять одежду, делая ее многослойной и теплой.

Шары темари

Для создания удивительно яркого шара необходима заготовка и любые разноцветные нити. Обвивая секторы шар в разных направлениях, соблюдая симметричность рисунка, можно получить прекрасное украшения или игрушку.

Кинусайга

Искусство вышивания картин маленькими кусочками шелка пришло из Древней Японии, где для этого использовали старые кимоно.

Видео: вышивка золотыми нитями

Вышивка сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но и доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам, бабушек или безымянных мастериц.

Нельзя сказать, что увлечение вышиванием - удел барышень и крестьянок, коротавших за кусочком канвы долгие пустые часы. Этот вид рукоделия живет, меняется и продолжает радовать рукодельниц всех возрастов и занятий. Практически все виды вышивки - рисование иглой. Они дают столько же возможностей для самовыражения, сколько и живопись. Как художник выбирает необходимые приемы и средства, так и вышивальщица ищет ту технику, которая больше отвечает ее характеру и вкусу.

Счетный крест - лидер жанра

Наверное, самый простой и популярный вид декоративной вышивки. Освоить его можно буквально за вечер. Если техника придется по душе, уже через день-два у вас появится небольшой рисунок, выполненный цветными нитками. Одно главное правило - все крестики должны быть выполнены в одном направлении.
Этот вид вышивки появился вместе с ткачеством. Домотканая материя была грубая и одноцветная, на нее так и просились яркие узоры: птицы, цветы, орнаменты.

Крестики можно выполнять нитками хлопковыми, шелковыми или шерстяными. Сейчас появилась возможность приобрести мулине металлизированное или светящиеся в темноте. Можно вышивать хоть солнце, хоть звезды. Обычные милые цветочки и смешных зверят, конечно тоже. Цветочки эффектнее из хлопковых или шелковых крестиков, а зверюшек лучше шить шерстью - так они пушистыми получаются.

Для всегда берет за основу схему - разбитый на мелкие клеточки рисунок. Его можно купить, а можно сделать самим (с помощью специальных компьютерных программ) из любой понравившейся картинки или фотографии. Работа выполняется на особой равномерной ткани () или на вставках из нее. Канва бывает разных цветов и размеров клеточек-основ, выбор огромный. Обычно вышитый крестиком сюжет пришивается к основному полотну, если ему уготована судьба не картины, а практического предмета.

Вышивка лентами - новое из забытого старого

Техника вышивки тоже очень древняя, но сейчас переживает новый подъем. Ее так хорошо забыли, что она снова стала модной. Популярность объясняется не столько всплеском интереса к букетикам атласных цветов, сколько грандиозными возможностями в выборе материалов, руководств и схем.

Сейчас мастерицы могут позволить себе выбирать самые разнообразные ленточки для работы. Они могут быть любой ширины, плотные атласные или полупрозрачные из органзы.
Самый популярный сюжет для - цветы. Они получаются просто как живые, абсолютно узнаваемые и очень нежные.

Множество наборов появилось в продаже и по ним ее легко освоить самостоятельно. Начинающим можно начинать с . Удобно, что украшать шелковыми розами или подснежниками можно любую деталь одежды, мастерица свободна в выборе основы.

Гладь - живопись нитками

Самая эффектная техника вышивки, с давней богатой историей. Требует большого терпения и тренировки, но результат получается просто необыкновенный. Огромный плюс - возможность украсить изящным узором любой текстильный предмет, материал практически не ограничивает рукодельницу.

Для глади схема не нужна тоже, но необходим контурный рисунок. Именно части этого рисунка и заполняет вышивальщица цветными нитками. Делать это нужно аккуратно и с соблюдением живописных принципов смешивания цветов и их плавных переходов, цвета-тени. В глади используется несколько типов швов, вышивальшица должна знать все и умело использовать их.

Профессионально выполненная вышивка гладью - настоящее чудо. Объемный аккуратный рисунок, с переливами цвета, появляется на ткани и кажется иллюстрацией из красивой книжки.

Ассизи родом из Италии

Одна из древнейших разновидностей вышивки, сочетающая крестики и шов гольбейн получила свое название от «тезки» - итальянского городка, где она и появилась. Техника предполагает использование в работе нитей одного цвета, при этом счетными стежками (крестиками обычными или удлиненными) зашивается не изображение, а фон.

Почти тысячу лет мастерицы выполняют работы в этой невероятно стильной и изысканной технике, но и сейчас она часто встречается. Освоить ее легко, работа одним цветом тоже ускоряет процесс, поэтому новичкам вполне можно советовать браться за освоение ассизи и ожидать быстрых успехов.

Ришелье, но не кардинал

Одна из разновидностей глади, почти всегда - одноцветной. Рисунок наносится на ткань и каждый его элемент обшивается ровными одинаковыми стежками, как при вышивке гладью. Ришелье предполагает прорезывание и прокалывание ткани с последующей аккуратной обработкой краев. Готовое изделие подобно кружеву, очень ажурное и выгляди необыкновенно нарядно.

Вышивка ришелье — довольно трудоемкий процесс, но небольшой орнамент кому-то, возможно, доводилось делать даже на уроках труда в школе. Это вполне по силам рукодельнице без опыта, не требует какой-то особенной ткани или ниток. Подойдет любая хлопковая или льняная материя и в тон к ней нитки.
Для ришелье используют специальные схемы, рисунки, которые нужно переводить на ткань. Его можно нарисовать и от руки, главное - сделтаь линии ровными и правильно распределить участки-«дырочки».

Роскошная вышивка бисером

Техника очень старая. Первые виды в глубокую старину выполняли речным жемчугом, бусины из стекла тогда еще не научились делать. Эта техника похожа на крестик, работа ведется тоже по схеме, где каждый цветной квадратик соответствует бусинке определенного оттенка. Постепенно, бусинка за бусинкой, складывается целый рисунок. Бисер следует пришивать к основе очень прочными нитками того же тона, что и ткань. Схемы для вышивки крестом можно использовать для бисерных работ и наоборот.

Готовая работа представляет собой поистине волшебную картину, мягко мерцающую разными цветами.
Возможность выбрать для работы самый разный бисер открывает неисчерпаемые возможности для создания диковинных цветов и птиц. Любая из них сделает косметичку или вечернюю сумочку дорогим шедевром. А еще можно вышивать просто сказочные украшения. Браслеты, ободки, броши, украшенные вами, необыкновенно украсят вас.

Вышивка по-бразильски

Один из экзотических «представителей» - бразильская вышивка. Техника создания объемных элементов рисунка, выполняемая нитями искусственного шелка. Особенности ниток (их скученность) позволяют «плести» с помощью иглы настоящие кружева-лепестки.

Множество швов используют мастерицы этой школы и в готовом изделии цветочки, листики и птички выглядят просто сказочными и невесомыми. Готовые орнаменты похожи на аппликацию из вывязанных тонким крючком элементов. Эту технику выбирают энергичные особы, которым по душе карнавал ярких красок.

Царское золотое шитье

Золотое шитье еще с одиннадцатого века ведет свою историю. Как вид ручного труда оно развивалось при монастырях. Тончайшими нитями из чистого золота не прошивали ткань, а украшали ее, прикрепляя металлические проволочки другими нитками, в тон или контрастными. Техника очень сложная, материал невероятно ломкий и «капризный», поэтому к квалификации мастериц-золотошвеек всегда были самые высокие требования.

Сейчас этот вид декоративной вышивки продолжает существовать, металлизированные нити сделали его более доступным, но не менее трудоемким. Вышивка золотыми или серебряными нитями очень хороша на темном бархате и шерсти.

Доступная сутажная вышивка

Это вид вышивки, при которой на ткани-основе выполняется аппликация из декоративного шнура - сутажа. Шнур имеет по серединке удобный желобок, который позволяет легко прошивать его и пришивать в лбом положении. По сути похоже на золотое шитье, но намного легче в исполнении и готовая работа не требует какой-либо осторожности при обращении с ней.

Очень популярно украшение летней одежды, изготовление в .
Выбор сутажного шнура очень большой, можно использовать контрастные цвета или полностью повторяющие оттенок основы - в обоих случаях вещь получается необыкновенно эффектная.

Хандаргер - родом с севера

Этот вид декоративного шитья родом из арабских стран, но постепенно добрался до северных стран, обосновался в Норвегии и получил там очень большую популярность при изготовлении национального костюма.

Этот стиль вышивки удивительным образом сочетает крестик и гладь. Он так и называется - счетная гладь. Работа выполняется на ткани равномерного переплетения и стежки обязательно считаются, рисунок получается геометрически правильным. Немного хандаргер похож на нашу мережку, он тоже использует много ажурных элементов, но не по краю, а в центре.

Замечательно смотрится ажурный хандаргер в сочетании с вышитыми крестиком элементами.
Работы, вышитые в этом стиле, замечательно дополнят стиль рустик, отлично сочетаются они с народными мотивами.

Алмазная вышивка - узор без иглы

Очень близкая техника к вышивке крестом, но по сути является мозаикой. На клейкую основу нужно выкладывать ряды цветных стразиков. Это не требует никакого опыта и подготовки. Единственное, начинать лучше с маленького набора, чтобы оценить свои силы и саму технику.

Схемы для выпускаются в большом разнообразии, практически любой рисунок можно выполнить в этой модной технике. Согласитесь, что немного блеска украсят любой рисунок, особенно что-то волшебное или романтичное. Готовую мозаику лучше всего покрыть лаком или поместить под стекло.

С чего начать: инструктаж перед стартом

Все виды ручной вышивки легко узнаваемы и имеют свое индивидуальное лицо, но есть общие правила для работы в любой технике:

  1. - обязательно, специальная игла - очень желательно.
  2. Небольшой сюжет под силу вышить любому, поэтому знакомство лучше начинать с него.
  3. Готовый набор в выбранной технике - прямой путь к успеху.
  4. Качественную вышивку можно выполнить только при отличном освещении.
  5. Беритесь за работу, если появилось хотя бы 15 минут свободного времени.

Разные техники вышивки позволяют создавать настоящие картины, многие из них можно смело назвать произведениями искусства. Выбранный по душе вид рукоделия украсит вашу жизнь в прямом и в переносном смысле: вокруг появится много нарядных вещей и каждый день станет ярче, интереснее.

Вышивка

широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины (См. Вышивальная машина) на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т.п. Для шитых аппликаций (См. Аппликация) (разновидность В., часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. В. применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Бесконечно разнообразны виды швов: для «глухой» В., т. е. по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для «строчки», т. е. В. по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями, - мережка, «перевить», настил, гипюр и др. Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать В. от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной В. (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок - «свободной» В. (по нанесённому заранее контуру). Главные выразительные средства В. как вида искусства: выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т.д.); использование свойства линий и цветовых пятен узора В. дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов; эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным В. по фактуре и цвету.

Возникновение В. относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование её техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем - к бронзовой и позднее - к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Её эволюция прослеживается по изображениям В. в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам В. разных времён и народов. Сложившиеся в давние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной В. (с характерными для них местными композиционными и техническими приёмами, орнаментальными и изобразительными мотивами, цветовым строем и т.д.) дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов и в особенности одежды, удерживаясь в ряде стран до наших дней в народном творчестве. Эти традиции проступают и в узорной В. для верхушечных слоёв общества (например, в шитье испанского придворного костюма 16 в.), более подверженной воздействию общей стилевой эволюции искусства. Теснее связана с развитием современного ей изобразительного искусства сюжетная В. Яркими её образцами являются и самые ранние из сохранившихся В. - седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» фигурами животных (В. из Пазырыкских курганов (См. Пазырыкские курганы), 5-3 вв. до н. э., и из могильника Ноин-Ула , 1 в. до н. э. - 1 в. н. э., все - в Эрмитаже, Ленинград), и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древнеперуанские мантии из некрополя в Паракасе (1-е вв. н. э., Национальный музей антропологии и археологии, Лима). Традиционные для Китая вышитые панно, в особенности известные с 14 в. «сюхуа» («живопись иглой»), стилистически близки к китайской пейзажной живописи тушью на шёлке. Древнерусская сюжетная В. (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранились с 12 в.) связана с византийской иконописной традицией и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья 14-17 вв. характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур (нередко усиленная контурной линией из жемчуга) и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе - так называемом ковре из Байё (около 1080, Музей королевы Матильды, Байё), на котором с наивной непосредственностью сплошными рядами размещены изображения эпизодов из истории завоевания Англии норманнами. Полихромная готическая В. с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие В. с витражом, и распространённый в миниатюре приём объединения сцен в повествовательные циклы. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна В. «белым по белому», появившаяся в 13-14 вв. в Германии и в Англии (известна под названием opus anglicum). Она достигла в 15-16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид В. крючком). В эпоху Возрождения В. отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для В. выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли и др.). Во Фландрии появляются вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы самостоятельными многофигурными композициями. В. сближается с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная В. всё чаще имитирует шпалеры или гротесковые (см. Гротеск) настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создаются такие первоклассные ансамбли В., как отделка стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), В. постепенно деградирует, становясь к середине 19 в. главным образом средством воспроизведения популярных картин.

Достижения сюжетной В. быстро усваивались и перерабатывались в узорной В. (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в 17-18 вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали как органический элемент народной В., которая вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно её традициям и поддавалось переработке в близком им духе. Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с 18 в. вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому», а в скандинавских странах, кроме того, в технике, навеянной английским церковным шитьём 16 в. и сочетавшей шерсть, шёлк, золотые и серебряные нити. Приёмы древнерусского шитья 15-17 вв. золотом и жемчугом на церковных облачениях начинают с 18 в. применяться в В. на праздничном наряде русских крестьянок. Относительное постоянство основного набора мотивов в народной В. не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного или религиозного искусства, Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству той или иной страны, и органически включались в традиционные композиции. В народной В., обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная В. долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной В. 18 и 19 вв. (преимущественно счётной) доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного - в смоленской В., в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, с черным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб - символ Солнца в В. центральных районов, 3-частные геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посредине - в В. северных районов), уже в начале 19 в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые на С. в симметричные 3-частные композиции, а в центральных районах - в ряды 3-полосных фризов. В вологодских В. часто встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей 17 в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком; нередко они сочетаются со своеобразно трактованными барочными раковинами и рокайльными завитками; счётная В. постепенно сменяется «свободным» тамбурным швом. В В. южных районов (главным образом в воронежской) со 2-й половины 19 в господствует яркая полихромия; плотное, «ковровое» шитьё поражает тонкой цветовой гармонией и энергией ритмических ударов чёрного. Ряд народных вышивных промыслов возник во 2-й половине 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и др.). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластический строй В. для верхних слоёв общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной В. Фигурные композиции приобретают обобщенность и ритмическую строгость симметричных построений, орнамент - плоскостно-силуэтную трактовку.

С развитием фабричного производства во 2-й половине 19 в. народная В. в промышленно развитых странах переживает упадок. Не выдерживая конкуренции с машинной В., она постепенно лишается своих художественных традиций и вырождается в подражание фабричным образцам. Новую жизнь народная В. обрела в СССР и в странах, идущих по социалистическому пути развития, где поддерживаются действующие и возрождаются угасавшие её центры как средоточие высокого мастерства и художественного вкуса, где к работе с объединёнными в производственные комбинаты мастерами привлекаются обученные в вузах художники. Возрождение народной В. благотворно сказалось и на художественном качестве машинной В., например саратовской, в которой осваиваются мотивы белой строчки посёлка Крестцы (Новгородская область), В. Ивановской и Горьковской областей, гладьевой В. Мстёры. В свою очередь в народной В. всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы. Этот процесс взаимовлияния и сближения народной и фабричной В. характерен и для других советских республик, а также для некоторых социалистических стран (ГДР, Венгрия, Польша, Чехословакия).

В. является также одним из самых распространённых и популярных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия.

Лит.: Фалеева В. А., Русская народная вышивка [в. 1]. Древнейший тип, Л., 1949; Работнова И. П., Яковлева В. Я., Русская народная вышивка, М., 1957; Верховская А. С., Западноевропейская вышивка XII-XIX веков в Эрмитаже, Л., 1961; Русское декоративное искусство, т. 1, М., 1962, с. 461-480 (библ. на c. 493); Dillmont T. de, Encyclopedia of needlework, Mulhouse (Alsace), 1890; Schuette М., Müller-Christensen S., A pictorial history of embroidery, N. Y., 1964.

И. М. Глозман.

Буквально лет 10-15 назад увидеть пяльцы в руках можно было только у старушек, а вышитые нашими прапрабабушками подзоры, подушки, полотенца были спрятаны далеко в шкаф.

Сейчас же ситуация изменилась – вышивают все, и школьницы на уроках домоводства, и молодые мамочки, стерегущие своих карапузов у песочницы.

О пристрастии к вышивке заявляют во всеуслышание звезды шоу-бизнеса, известные спортсменки.

Магазины рукоделия предлагают готовые наборы, в которые вложена схема рисунка, необходимые материалы – канва, нитки, иголки. Вышивать модно, модно украшать не только свой дом, но и одежду вышивкой.

Виды вышивки

Традиционная, известная с давних времен вышивка крестом – самая популярная. И неудивительно – это самый простой вид вышивки, всего два направления нити – нижняя из угла в угол клеточки, и верхняя – перекрещивающая ее.

Если вам понятно, о чем идет речь, вы – наш человек, то есть рукодельница, у вас есть своя «хомячья норка», в которой лежат запасы ниточек-наборчиков- схем под общим названием «Я это вышью».

Это – о вышивке крестом.

Но есть еще варианты вышивки:

  • Гладь – это не для всех, за вышивку гладью берутся опытные мастерицы, в результате получаются удивительные по красоте объемные красочные работы.
  • Лонг-стич – чем-то схожий вариант вышивки гладью, но проще – работа ведется в вертикальном направлении, стежки укладываются друг радом с другом, только отличаются, кроме цвета нитей, своей длиной: длинные-короткие, они и создают эффект объема.
  • Вышивка бисером – для нее обычно приобретаются готовые основы с рисунком, мастерица на рисунок накладывает стежки с бисером – это дает эффект объема – блеск бисера подчеркивает, выделяет отдельные элементы панно.
  • Алмазная вышивка – собственно говоря, не совсем и вышивка – на липкую основу с рисунком укладываются маленькие квадратные элементы будущей картины.

Работа тоже требует аккуратности и кропотливости – чуть поставил квадратик криво – он приклеился, и исправить ошибку сложно.

Зато выглядят такие картины эффектно – мозаичные элементы обычно бывают гранеными и блестят, переливаясь.

Есть и другие техники вышивки, мы назвали только самые популярные. Любая техника требует усидчивости, кропотливости, аккуратности, поэтому многие берутся за работу, но не все доводят ее до конца.

Зато те, кто однажды «подсел» на вышивку – вряд ли бросят ее, даже если мода на рукоделие пройдет.

Как отличить настоящую рукодельницу

Истинная вышивальщица, освоив азы, не остановится на достигнутом. Ее уже не устраивают предлагаемые наборы и схемы – она раз за разом берется за более сложные работы – так появляются вышитые копии известных картин, портреты, выполненные по фотографиям, авторские схемы.

Посмотрите на фото вышивки – отличить вышитую картину от нарисованной сложно.

В последнее время стала модной вышивка на одежде – джинсовые куртки расшиваются крестом либо гладью – эффектно смотрится рисунок крестом на спинке такой модели. Вышивка дополняет джинсы, детскую одежду, женские блузки, мужские рубашки – вышивка гладью на полочке у нагрудного кармашка выглядит объемно.

Обратите внимание!

Вышитые бабушками подушки достаются из шкафа, украшают диваны. Они дополняются уже современными вышитыми «думками».

Вышитые крестом, стразами сумки дополняют современный гардероб стильной леди, и даже вечерний наряд может быть дополнен расшитым вручную клатчем.

Картины, панно, сэмплеры – украшают стены квартир. К оформлению истинная вышивальщица относится тоже тщательно: в багетных мастерских такие вышитые картины дополняют паспарту, багетом, превращая в произведение искусства.

Паспарту делается одинарным, двойным, фигурным, часто дорисовывается, словно это продолжение картины. Истинная рукодельница знает все тонкости – как лучше оформить вышивку.

Мастер-класс по вышивке в домашних условиях

Если очень захотеть, можно достичь совершенства в любом виде искусства, а рукоделие – это тоже искусство.

Японские мастерицы вышивают тончайшими шелковыми нитями по шелковому полотну восхитительные работы – сравниться с ними, наверное, ничего не может. Это не вышивка – каждая работа – шедевр.

Обратите внимание!

Достигнете при желании совершенства и вы. А пока – несколько рекомендаций, как сделать вышивку своими руками.

Для начала выберите несложную схему – лучше купите набор с подобранными нитками. Значки на схеме соответствуют номерам ниток, указанным в ключе к схеме.

Канву выбирайте плотную – на мягкой, рыхлой крест не получится ровным, если вы только осваиваете азы вышивки. Вправлять канву в пяльцы или нет – дело привычки. Сложно вышивать на руках – купите пяльцы, натянутая канва даст возможность положить нить ровно.

Нитки мулине не делайте длинными, они будут путаться, и вышивка получится некрасивой. Никогда не делайте узелков – ни в начале работы, ни при закреплении нити. Натянутое в багет полотно не сможет скрыть неровности.

Как начинать нить – есть различные способы, выберите тот, который удобен вам. Часто на обратной стороне работы оставляют небольшой конец нити, а потом в процессе вышивки его пропускают под нити крестиков. И изнанка останется аккуратной, и нить будет крепко держаться. Так же закрепляют нитку и в конце работы – под нити.

Обратите внимание!

Вышивайте, направляя нить сверху вниз, делая аккуратное натяжение, чтобы нитка не стягивалась и не провисала.

Первый ряд шейте полукрестом – проходя все клеточки необходимым цветом. Затем сверху накладывайте второй ряд – в итоге получился ровный ряд крестиков. Так же шьется и следующий ряд. При необходимости, завершив нить одного цвета, берите другой цвет.

Так, ряд за рядом, из-под ваших рук родится шедевр. Со временем вы освоите другие виды швов, усложните рисунки. Творите, украшайте мир своим присутствием и созданными вашими руками творениями.

Фото вышивки своими руками